Сделать хороший сайт – дело не простое. Для этого нужна группа специалистов. Причём качественный продукт на выходе получается, если над ним работают узконаправленные специалисты, а не «универсалы».
Алгоритм создания сайта – это упорядоченная последовательность действий, результатом которых является готовый сайт.
1. Всё начинается с менеджера-консультанта. Он первый включается в процесс создания сайта, т.к. нет клиента – нет сайта – нет работы. Поэтому от менеджера-консультанта зависит, будут ли у фирмы клиенты, прибыль и т.д.
Менеджер-консультант доносит информацию о продукте до клиента, выясняет особенности вида деятельности клиента и предлагает для него подходящий вариант сайта, объясняя какую пользу он принесёт для бизнеса. Если клиент согласен сделать заказ, менеджер формулирует требования клиента к сайту и выясняет предполагаемый бюджет на его создание. После консультаций и переговоров утверждается бюджет и с клиентом заключается договор.
2. После менеджера-консультанта в работу включаются менеджер проектов и маркетолог. С этого момента менеджер проектов на протяжении всего процесса создания сайта взаимодействует, как и с клиентом, так и с производственным отделом веб-студии, фиксирует все замечания клиента, контролирует качество их исполнения в заданный срок.
3. Маркетолог, получив все первичные данные о клиенте и его деятельности, начинает их тщательно анализировать. В анализ входит изучение нюансов бизнеса клиента, его преимуществ, потребностей целевой аудитории и обзор конкурентов. На основе проведённого анализа маркетолог продумывает интерфейс сайта и создаёт его прототип. Он является структурной схемой расположения различных блоков и элементов основных страниц сайта с учетом юзабилити и потребностей потенциальных посетителей. Прототип демонстрируется клиенту и после возможных доработок окончательно утверждается.
Параллельно с этим процессом менеджер проектов составляет техническое задание на создание сайта, которое является неотъемлемой частью договора, т.к. в нём описаны все требования к сайту и его функциональности. Техническое задание так же согласовывается с клиентом.
4. Техническое задание и прототип сайта являются полезным руководством к действию для веб-дизайнера, который после их получения приступает к отрисовке дизайн-макета сайта. Имея представление о принципах юзабилити, гармоничности и сочетаемости элементов сайта, веб-дизайнер может нарисовать несколько разных вариантов макетов главной страницы, которые демонстрируются клиенту. Наличие выбора из разных вариантов макетов помогает клиенту определиться с его конкретными предпочтениями и ускоряет принятие решения по утверждению главной страницы. После утверждения клиентом одного из макетов главной страницы, веб-дизайнер приступает к отрисовке внутренних страниц, которые потом тоже корректируются и утверждаются клиентом. Результатом работы веб-дизайнера является сборный макет всех страниц, созданный в Adobe Photoshop.
5. Веб-программист занимается воплощением идей клиента и веб-дизайнера на основании ТЗ и предоставленного ему дизайн-макета. Создание сайта может осуществляться двумя способами. Сайт можно написать с нуля или сделать на CMS. Выбор платформы для осуществления проекта осуществляется ещё до подписания договора, т.к. от этого выбора напрямую зависит стоимость проекта. Веб-программист создаёт каркас сайта, накладывает на него все графические элементы дизайн-макета, заполняет сайт первоначальной информацией, тестирует работу сайта на локальном сервере и выгружает сайт на удалённый хостинг.
6. Контент-редактор занимается написанием или редактированием информации на сайте. Предоставление контента - обязанности клиента, но бывает, что клиент согласен платить, чтобы для него написали качественный текст для сайта, и этим занимается контент-редактор.
7. SEO-специалист осуществляет продвижение (раскрутку) сайта в интернете. Его действия кажутся довольно специфичными из-за того, что их невозможно визуально оценить сразу, т.к. результаты раскрутки будут видны не ранее чем через месяц. Что же он делает? Во-первых, он, умея разбираться в коде сайта, дополняет его необходимыми ключевыми словами и метатегами, необходимыми для поисковой оптимизации. Во-вторых, seo-специалист проводит анализ поисковых запросов и определяет, по каким запросам выгодней раскручивать сайт. В-третьих, он регистрирует сайт в поисковых системах и в популярных каталогах. Разрабатывается целая стратегия по выводу сайта в TOP10 и план специальных мероприятий для достижения данного результата. Работа кропотливая и долгая, которая в среднем занимает около 6 месяцев. Ежемесячно SEO-специалист предоставляет отчёт о проделанной работе, в котором клиенту наглядно демонстрируется то, как продвигался его сайт в поисковых системах.
Таким образом, над созданием сайта может работать группа из 7 специалистов. Много это или мало?
Кто-то может подумать, что необоснованно много, т.к. можно же совмещать какую-то работу. Например, дизайнер мог бы научиться сам верстать свои макеты и программировать. Менеджер по проектам мог бы сам заполнять сайты информацией и быть контент-редактором.
Такое совмещение возможно, и так часто случается в новоиспечённых веб-студиях. В результате такого смешения работ исполнители начинают плохо делать свою работу и в придачу плохо делают дополнительную работу. Не потому что они неумёхи, а потому что происходит расфокусировка. И на выходе получается такой сайт, который вряд ли принесёт кому-то пользу.